Юридическая компания
ЮрЭлит
Профессиональная юридическая защита в Нижнем Новгороде
ГлавнаяДля юридических лицПретензионная работа / Досудебное урегулирование спора

Претензионная работа / Досудебное урегулирование спора

досудебное урегулирование споров

Что такое досудебное урегулирование споров?

Под досудебным урегулированием понимается процедура, посредством которой субъекты спора пытаются урегулировать возникший в рамках обязательства конфликт до обращения в судебные инстанции.

Являясь одной из форм защиты субъектных прав, направленных на урегулирование спорных моментов в правоотношениях до подачи соответствующего иска в суд, досудебное урегулирование может быть как обязательным, так и добровольным.

Обязательное досудебное урегулирование либо закреплено законодательно, либо согласовано в договоре. Для добровольного урегулирования достаточно волеизъявления конфликтующих сторон.

Алгоритм досудебного урегулирования сводится к следующему.

  • При возникновении спорной ситуации в зависимости от правоотношения выясняем «обязательность» досудебного урегулирования.
  • Узнаем о порядке такого регулирования, условиях, при которых он считается соблюденным.
  • Составляем и направляем претензию контрагенту (в соответствии с утвержденным законом/договором порядком либо согласно обычаям делового оборота).
  • Составляем соглашение об урегулировании спора либо при отказе контрагента направляем иск в суд.

Как составить уведомление о досудебном урегулировании

В силу ст. 126 АПК РФ и 132 ГПК РФ при подаче иска необходимо подтверждение соблюдения претензионного или иного обязательного порядка урегулирования спора. Как правило, уведомление о досудебном урегулировании происходит посредствам направления контрагенту претензии (иного документа).

Претензия составляется в письменной форме и помимо реквизитов сторон должна содержать:

  • основание для направления с указанием на нарушенное обязательство — например, из претензии должно быть ясно, с какими действиями не согласен контрагент (определение АСМО от 07.06.2016 по делу № А41-30785/16);
  • собственно требования (например, требование уплаты долга, исполнения обязательства и т. д.);
  • предупреждение об обращении в судебные инстанции.

При длящихся правоотношениях претензия должна соответствовать каждому конкретному нарушению. Претензия обязательно должна быть подписана уполномоченным субъектом.

Считается ли простое письмо документом досудебного урегулирования?

Для квалификации простого письма как претензии оно должно содержать признаки претензионных требований, а именно: в таком письме должны быть перечислены перечень нарушений, требование об исполнении чего-либо, предупреждение об обращении за судебной защитой.

При отсутствии соответствующих квалифицирующих признаков простое письмо не может считаться документом досудебного урегулирования (например, постановление ФАС МО от 19.01.2012 № А40-57240/11-127-517).

Соглашение о досудебном урегулировании спора — образец, правила составления

Соглашение о досудебном урегулировании представляет собой документ, выражающий примирение участников конфликта в спорном правоотношении.

Составление этого документа является необязательным, но желаемым, поскольку посредством такого соглашения сторонам будет проще контролировать процесс.

По результатам взаимовыгодных решений в соглашении отражаются:

  • реквизиты сторон;
  • предмет спора;
  • согласованные сторонами обязательства;
  • условия и сроки исполнения возложенных обязательств.

Соглашение в обязательном порядке должно быть подписано субъектами спорного правоотношения.


Когда составляется заявление о досудебном урегулировании?

Заявление о досудебном урегулировании (рассмотрении) спора обязательно составлять в случае возникновения спора, связанного с установлением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также в сфере водоснабжения и водоотведения.

Органом, осуществляющим полномочия по досудебному рассмотрению спора в вышеуказанных сферах деятельности, является ФАС России. 

Порядок и правила подготовки указанного заявления установлены постановлением Правительства РФ от 12 октября 2007 № 669.

В заявлении указывается следующее:

  • наименование, реквизиты ФАС;
  • наименование и реквизиты заявителя;
  • наименование и реквизиты лица, в отношении которого подано заявление (респондента);
  • требования заявителя к респонденту;
  • причины подачи заявления.

В заключение отметим, что претензия является наиболее часто используемым документом досудебного урегулирования спора. В целях правового дифференцирования претензии от иных документов она должна содержать признаки претензионных требований, а именно перечень нарушений, требование об исполнении чего-либо, предупреждение об обращении за судебной защитой.